Профессиональные справочные системы для специалистов
31.08.2021
Минпромторг поддержал предложение потребителей ввести очищенные от перекрёстки энерготарифы для экспортёров

     Минпромторг предлагает снизить стоимость электроэнергии для так называемых квалифицированных энергоёмких потребителей (КЭП), сообщил "Ведомостям" человек, близкий к обсуждению этого вопроса, и подтвердил представитель министерства.
     
     В законодательстве России понятие "КЭП" сегодня не закреплено. Но оно есть в странах Евросоюза. Для этой категории в ЕС обеспечивается снижение энергоцен за счёт частичного или полного освобождения от надбавок и сборов, а также единый (сниженный) тариф на передачу электроэнергии "вне зависимости от уровня напряжения и места техприсоединения", отмечает представитель Минпромторга. Он со ссылкой на данные KPMG указывает, что в ЕС и Великобритании 16-24% потребления энергии приходится на КЭП. "Подобная практика может быть применена и для российских энергоёмких производств", - заявил собеседник издания.
     
     Замминистра промышленности Алексей Учёнов ещё в июне направил в Совет Федерации и аппарат правительства предложение внедрить в России институт КЭП (письмо есть у редакции). В нём со ссылкой на данные "Сообщества потребителей энергии" говорится, что в 2020 году объём перекрёстного субсидирования в России достиг 1,09 трлн рублей, включая 615 млрд рублей надбавок к цене энергии на оптовом рынке ("инвестсоставляющая") и 473 млрд рублей за счёт перераспределения между группами потребителей расходов на электросети.
     
     Г-н Учёнов отмечает, что до 2015 года перекрёстное субсидирование в основном было обусловлено социальной поддержкой населения, за которое доплачивают промышленные потребители. Но после 2015 года увеличение доли инвестнадбавок в объёме перекрёстки, по его мнению, привело "к разбалансировке общей модели управления" энергорынком. Для поддержки промышленности чиновник предлагает ввести особую категорию потребителей - КЭП, а также оказать "прямую тарифную поддержку" энергоёмким экспортёрам. Кроме того, он настаивает на дифференциации тарифа на электроэнергию для КЭП "в зависимости от эластичности потребления электроэнергии и конъюнктуры товарных рынков".
     
     С предложением ввести в России институт КЭП в феврале в правительство обращался также директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселёв, сообщает источник на энергетическом рынке. Оно "почти слово в слово" повторяло предложения Минпрома, утверждает собеседник "Ведомостей".
     

     Сегодня оптовый энергорынок перегружен различными надбавками к цене мощности (для строительства новых ВИЭ, АЭС, мусоросжигательных электростанций, выравнивания тарифов в ДФО и Калининграде и др.). По оценкам Vygon Consulting, до 2025 года доля инвестнадбавок в конечной цене электроэнергии составит 27% для первой ценовой зоны (Центральная Россия и Урал) и 13% - для второй (Сибирь). Из них около 700 млрд рублей придётся на стимулирование проектов модернизации и технологического развития энергосистемы, порядка 300 млрд - на субсидирование отдельных регионов и населения.
     
     Энергоёмкие предприятия сосредоточены в химической промышленности, чёрной и цветной металлургии (включая горнодобывающую отрасль), а также в ТЭК. Именно они должны стать основными выгодоприобретателями, если предложения Минпрома найдут поддержку. В первую очередь выгоду смогут извлечь металлурги, считает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Денис Красновский. "Поддержка экспортоориентированных производств с большой долей вероятности сможет повысить их конкурентоспособность на глобальном рынке", - говорит он.
     
     Наиболее энергоёмким в металлургии является выпуск алюминия, где электроэнергия составляет до трети в себестоимости продукции. При этом у UC Rusal - основного в РФ производителя алюминия - на экспорт приходится порядка 80% от объёмов производства, которые в 2020 году составили около 3,8 млн т.
     
     В "Сообществе потребителей энергии" ожидаемо поддержали предложения Минпрома. "Крупные энергоёмкие потребители являются базовой нагрузкой для энергосистемы - относительно постоянной и предсказуемой. И издержки на их энергоснабжение существенно меньше, чем у большинства других потребителей. Именно это позволяет за рубежом выделять и энергоснабжать такие предприятия через особые договоры с выгодой для них, энергосистемы и экономики в целом. Не видим причин, почему этого нельзя сделать и в России", - заявил "Ведомостям" заместитель директора партнёрства Валерий Дзюбенко.
     
     Представитель "Совета рынка" говорит, что идея снижения перекрёстки за счет создания ещё одной особой группы потребителей "представляется не слишком конструктивной". "Если не бороться с причинами перекрёстки, повышая тарифы для субсидируемых потребителей, это может привести к перераспределению таких платежей на остальных", - сказал он.
     
     Представитель Минэнерго сообщил, что предложения Минпрома не обсуждались с федеральными органами власти. Он подчеркнул, что значительная часть перекрёстного субсидирования формируется по решению правительства для развития промышленности, а не электроэнергетики. Это, по его словам, поддержка развития ВИЭ, производства газовых турбин, строительство заводов по утилизации ТБО. Представитель Минэнерго также подчеркнул, что создание специальной группы потребителей приведёт лишь к росту перекрёстки, перекладыванию затрат на малый и средний бизнес либо компенсации за счёт бюджетов. Против идеи и представитель "Совета производителей энергии": "Предложенные меры не являются системными, необоснованны и не направлены на сокращение перекрёстного субсидирования".
     

     Представитель ФАС сообщил, что для принятия решения о внедрении в нормативную базу определения КЭП и их финансовой поддержке необходим всесторонний анализ. Представитель Минфина переадресовал вопросы "Ведомостей" в Минпромторг, в Минэке не ответили.
     
     "КЭП - это инструмент обеспечения конкурентоспособности, декарбонизации и технологического развития. Но именно инструмент, а не цель. В комплексе с созданием национального рынка торговли углеродными единицами это было бы правильно для балансирования нагрузки на экспортёров", - считает заместитель директора KPMG в России и СНГ Сергей Роженко. Он напоминает, что как раз чёрная металлургия, алюминиевая и химическая промышленность рискуют попасть под трансграничное углеродное регулирование ЕС. Критерии отнесения к КЭП отработаны: электроёмкость 2-6 кВт·ч на 1 доллар продукции, доля затрат на энергию в валовой добавленной стоимости более 3-20%, высокая интенсивность международной торговли, пояснил г-н Роженко.
     
     При выборе КЭП в Европе и Великобритании учитываются также климатические обязательства предприятий (снижение выбросов CO и внедрение новейших технологий) и их социальная значимость, следует из сентябрьской презентации KPMG. Слово "квалифицированный" предполагает ряд встречных обязательств предприятий, подтверждает Сергей Роженко. Руководитель направления энергетики Центра энергетики МШУ "Сколково" Алексей Хохлов отмечает, что доля населения в потреблении электроэнергии в РФ растёт: по данным Росстата, с 2008 по 2020 год она выросла с 11,5 до 15%. Поэтому проблема перекрёстки будет только усугубляться. Выходов из ситуации, по его словам, три: более равномерно распределить эту нагрузку между существующими потребителями (исключая физлиц), ускоренными темпами наращивать цены для населения либо возложить часть или всю нагрузку на плечи государства.
     
     
     Источник:
     https://peretok.ru